Кристофер Фрум
Британо-кениец из Sky в перспективе может стать лучшим генеральщиком в мире. Понимая это, он предпочитает не идти в обход, как любой нормальный герой, а ломится по кратчайшей траектории. Фрум взламывал электронную почту кенийской федерации велоспорта, выдавал себя за собственного менеджера и на 150-м метре своей европейской карьеры врезался в комиссара гонки. На прошлогоднем ТДФ руководство Sky Кристоферу прямым текстом напомнили, что существует такое замечательное понятие как субординация. Фрум подчинился, но постарался донести свою точку зрения на происходящее до всего остального мира. На 17-м этапе он откровенно издевался над всем пелотоном в целом и своим капитаном Брэдли Виггинсом в частности.
Кристофер Фрум |
Официальная версия гласит, что после финиша Фрум поговорил с Виггинсом и уверил его, что устроил маленький спектакль из самых лучших побуждений и ни под кого не копал. Истинный характер беседы Фрума и Виггинса вряд ли когда-нибудь станет достоянием общественности, однако в этом году второго посылают на Джиро бороться за розовую майку, а первый выйдет на старт Тур де Франс в качестве безоговорочного лидера своей команды.
Хосе Рухано
Карьера Хосе Рухано выпала немного не на ту эпоху. Несколько десятков лет назад, когда в профессиональном велоспорте было значительно больше романтизма, он мог стать либо знаковой фигурой, либо трагическим жертвой собственной пылкой натуры.
Хосе Рухано |
Но в обоих случаях история идеализировала бы все его успехи и неудачи. В нынешние времена, когда цинизм обеспечивает нравственное превосходство, страдания и метания венесуэльца чаще всего вызывают лишь скептические улыбки. Когда-то Джанни Савио откопал Хосе Рухано в небольшой деревушке на венесуэло-колумбийской границе и терпеливо ждал, пока тот не заявит о себе на Джиро-2005. Почувствовав себя звездой, Хосе начал погоню за деньгами и признанием и при первом случае покинул выведший его в люди проект.
После этого он за пять лет сменил пять команд, не показав ни в одной из них вразумительных результатов. Вернувшись к Савио, Рухано вроде бы как вновь нашел свой путь, осуществил переоценку ценностей и даже устроил на Джиро горную дуэль с Контадором. Однако уже через год у венесуэльца опять что-то поменялось в психологии, хотя возможно, в этот раз в его неудачах виноват мононуклеоз. В любом случае нынешний сезон Рухано начал уже не под руководством Савио, перебравшись в Вакансолейл.
Томас Фоклер
Он просто вызывает антипатию из принципа. По словам очевидцев, за пределами гонок Томас ведет себя крайне заносчиво, не утруждая себя даже отреагировать на приветствия болельщиков. Гонщики тоже не любят француза и стараются не участвовать с ним в одних отрывах – он слишком любят пострадать за спиной попутчиков, а затем убежать от них. Когда-то СМИ просклоняли Лэнса на каждом углу лишь за брошенный на Яна Ульриха взгляд, но кривляния Томаса – это уже совершенно другая лига.
Томас Фоклер |
Они настолько прочно ассоциируются с ним, что упоминаются на странице гонщика в англоязычной Википедии, а испанские велогонщики между собой называют его Голливуд. Хотя товарищи по команде и друзья дали Томасу прозвище Фрэнсис. Такие позывные звучат для Фоклера даже по радиосвязи гонки.Кроме того, как некоторые утверждают, что Томас имеет специфический запах и когда потеет в гонке, он него разит до такой стпени, что сидеть за ним на колесе, порою просто невозможно.
Андре Грайпель
«Никогда больше не суйся в мой поезд. Ты любитель», – смс примерно такого содержания получил на прошлогоднем ТДФ гонщик из Вакансолейла Крис Бокманс. Авторство послания принадлежало Андре Грайпелю, которому показалось, что именно действия Бокманса стали единственной причиной его проигрыша Сагану в финишном спринте. Получатель сообщения оказался не склонен к сочинительству изящных ответов и гордо отмолчался.
Андре Грайпель |
На следующий день Грайпель якобы попытался прижать Бокманса своим велосипедом, после чего тот решил на всякий случай рассказать обо всем происходящем комиссарам гонки, не забыв прихватить вещественные доказательства. Это вывело конфликт на новый уровень, а разбираться между собой пришлось уже боссам обеих команд. Неделя вялотекущего противостояния завершилась тем, что стороны демонстративно согласились на перемирие и принесли друг другу извинения. Конечно, маневры Грайпеля даже рядом не валялись с тем, что бывает устраивают звезды НБА, но понять Бокманса можно – разогнавшись на велосипеде до скорости 70-80 км/ч крайне нежелательно иметь около себя людей с недобрыми мыслями.
Роберто Феррари
Кому-то, чтобы заслужить репутацию плохого парня, приходится годами бессмысленно кочевать по командам, кому-то – самым идиотским образом едва не угробить несколько человек во главе с лучшим спринтером современности и действующим обладателем розовой майки. Ко второй категории относится совершенно обезбашенный итальянец Роберто Феррари, чей прошлогодний маневр на Джиро оказалось трудно как-то классифицировать даже комиссарам гонки.
Роберто Феррари |
А эти люди повидали очень многое. При этом после устроенного им завала спринтер даже не думал раскаиваться в содеянном, заявив, что его не волнует то, что происходит позади него. Как-то разруливать ситуацию потом пришлось Джанни Савио, чей опыт и авторитет позволил даже уберечь виновника происшествия от снятия с гонки. Через несколько дней Феррари совершенно законным образом победил на одном из этапов Джиро д’Италия, а в этом году даже пошел на формальное повышение, перебравшись из Андрони-Джокатолли в Лампре, но восстанавливать репутацию ему предстоит еще очень долго.
Флойд Лэндис и Тайлер Хэмилтон
Когда-то эти двое играли важную роль в свите Лэнса Армстронга, затем выросли в сильных генеральщиков, а в середине нулевых оказались в центре громких допинг-скандалов. Тогда оба действовали по одному принципу: все отрицать – утащить за собой как можно больше народу. Сейчас проблема Лэндиса и Хэмилтона в том, что они, как будильник. Когда ты вечером устанавливаешь его, то уверен в правильности и логичности своих действий. Однако утром его подвывания кажутся верхом абсурда.
Флойд Лэндис и Тайлер Хэмилтон |
Так и в случае с Флойдом и Тайлером – их разоблачения вроде бы по своей сути правильные и должны помочь в борьбе за чистоту велоспорта, но всерьез уже не воспринимаются. Кто-то считает их просто стукачами, кто-то видит во всех разоблачениях исключительно желание заработать, кто-то просто полагает, что они не заслуживающие доверия личности. Сейчас Лэндис, помимо разоблачений, большую часть времени уделяет судебным тяжбам, заочным спорам с Пэтом Маккуэйдом и воспоминаниям о своих грязных делишках. Хэмилтон вроде бы как нашел стабильный источник финансирования, занявшись консультациями других велогонщиков, а также выпустил автобиографию, за которую получил британскую премию William Hill Sports Book of the Year.
Том Боонен
Томас Фоклер честно признается, что его недолюбливает девять из десяти гонщиков, на что ему собственно наплевать. Но обиду на Тома Бонена за инцидент почти семилетней давности француз таит до сих пор. Тогда на одной из гонок Фоклер задумывал атаковать, однако в этот момент ему на спину легла рука (по другой версии это был удар) крупного бельгийца (разница в росте почти 30 см). На тот момент действующий чемпион мира Боонен таким образом дал понять Томасу, с чьим мнением всегда стоит считаться.
Том Боонен |
В этом весь Боонен. Он гонщик, который всегда старается действовать с позиции силы и очень любит построить всех окружающих. В 2007 году Том призывал наказать Винокурова за гемотрансфузию пожизненным баном, после чего трижды попадался на употреблении кокаина. И при этом ни разу в отношении бельгийца не была вынесена дисквалификация, так как во внесоревновательный период велогонщиков кокаин не попадает под категорию допинга.
Бельгийская судебная система тоже не стала преследовать Боонена, объяснив тем, что он уже итак достаточно наказан. В этом году Том по-прежнему в строю и намерен повторить прошлогодний победный дубль Тур Фландрии – Париж-Рубэ. Но как главная спринтерская надежда Квикстепа с появлением в команде Марка Кавендиша он уже, вероятно, не рассматривается.
Риккардо Рикко
В недалеком прошлом главная надежда итальянского велоспорта угробил свою карьеру образцово-показательным образом. Возможно, Риккардо в какой-то момент просто повезло угодить в не ту команду – богатая допинговая история Соньер Дюваль свидельствует, что велогруппу никогда особо не беспокоила этическая сторона проблемы. Но вину гонщика это смягчает в самой минимальной степени.
Риккардо Рикко |
Крест на ярких выступлениях Рикко поставила допинг-проба, взятая на ТДФ-2008. Она показала наличие в организме спортсмена рекомбинированного эритропоэтинаю Сперва велогонщик для порядка отпирался, но потом заявил, что применял запрещенный препарат по собственной инициативе тайком от своей команды. Честно отбыв положенную двухлетнюю дисквалификацию, он решил, что еще не сказал своего последнего слова, присоединившись транзитом через Черамику к Вакансолейлу. А буквально через несколько месяцев гонщик едва не погиб, угодив в больницу с отказом почек. Своему лечащему врачу Рикко признался, что занимался переливанием крови. Доктор не стал заморачиваться вопросами врачебной тайны, доложив куда нужно. Итогом для Рикко стала 12-летняя дисквалификация, апелляция на которую была на днях отклонена CAS. Видимо, гонщику теперь действительно предстоит переквалифицироваться в баристу.
Лэнс Армстронг
Лэнс Армстронг |
Путь от всеамериканского героя до нынешнего состояния Лэнс Армстронг проделал громко и красочно. Долгие годы успешно отбиваясь под натиском СМИ и различных антидопинговых ведомств, техасец все-таки не устоял перед родной USADA в лице Трэвиса Тигарта. Месяцы кропотливой работы следователей и разоблачительные признания бывших товарищей по команде не оставили Лэнсу другого выхода, кроме как максимально красиво обставить свою капитуляцию с обязательным присутствием Опры Уинфри. Сейчас бывшие спонсоры выстраиваются в очередь, пытаясь отсудить у экс-семикратного победителя Тур де Франс во всевозможных инстанциях все до последнего цента. При этом Армстронг лишился еще ряда приятных мелочей вроде ключей от Аделаиды. Отзвуки громкого признания Лэнса не затихнут еще очень долгое время, но уже сейчас понятно, что после всей этой истории в мире велоспорта что-то изменилось навсегда и бесповортно.