Danny in’t Ven |
На что похоже управление исполинским, но шикарным транспортным средством, в котором едут звёздные велогонщики? Только представьте, каково это, маневрировать 14-метровым роскошным автобусом на нелепо-узких улочках Европы, протискиваться между припаркованных машин, двигаться в плотном потоке транспорта, проходить повороты, избегать пешеходов, и всё это для того, чтобы велокоманда вовремя приехала на старт гонки.
В мире спорта, где имеют значение мельчайшие детали, где разницу составляют бесконечно малые величины, где всё измеряется, взвешивается, подгоняется и снова измеряется, и так несколько раз, потому что на результат влияет всё, где любое несоответствие может привести к поражению, представьте, что значит для команды Мирового тура опоздать на старт крупнейшей гонки.
Простой неверный расчёт водителя автобуса может поставить под угрозу результат, к которому вели долгие часы тренировок.
Водитель автобуса команды Мирового тура Trek Factory Racing Данни Инт Вен (Danny in’t Ven) в интервью на официальном сайте команды даёт возможность увидеть, в чём заключается его работа, незаметная на первый взгляд, но совершенно необходимая для хорошего выступления команды.
Trek Factory Racing: Прежде всего, как ты стал водителем автобуса?
— Перед тем, как стать водителем автобуса, я был профессиональным гонщиком, выступал в бельгийской команде Collstrop. Выступал в гонках в общей сложности 20 лет.
В то время, когда одна новая бельгийская команда предложила мне поработать у них водителем автобуса, я ещё частично продолжал гоняться, а частично начал работать в автобусной компании. Тогда я им отказал, потому что мне бы пришлось работать в выходные, а я хотел выступать в гонках. Через несколько недель они снова пришли ко мне и сказали: «Данни, у нас проблема. Механик, который обычно у нас водит автобус, заболел, ты не мог бы помочь нам на небольшой гонке, которая идёт 4-5 дней?»
Я согласился. И в первый же день за рулём автобуса, когда я вёз команду, ко мне вернулась жизнь профессионального велогонщика. Сбылась мечта, я снова оказался в велоспорте.
После я перешёл в команду CSC, работал с Бьярне Риисом четыре года. Сначала я был вторым водителем, ездил по второй программе, что было для меня полезно – я не чувствовал большого давления. Потом стал работать в команде Leopard, Radioshack и теперь Trek Factory Racing. С самого начала я был в команде с Фрэнком Шлеком, Фабианом Канчелларой и Йенсом Фохтом.
— Как много времени ты проводишь в дороге за сезон?
— Зимой я около двух месяцев дома. Иногда выезжаю в тренировочные лагеря, а как только начинается сезон, я в дороге 200 дней. Обычно с середины февраля до середины октября. Я могу побыть дома 4 – 5 дней, а потом снова уезжаю на месяц. Работа не то чтобы очень-очень тяжёлая, но мне приходится сохранять концентрацию, потому что я отвечаю за то, чтобы возить гонщиков в дорогом автобусе. Облегчает задачу то, что эта работа – моя страсть. Я люблю её.
За 8 месяцев я проезжаю около 60 тысяч километров, большая часть которых по узким дорогам. Не всегда едешь по скоростному шоссе. Я также могу видеть, с какой средней скоростью еду, в прошлом году она составила 62 км/ч. Получается, я провожу за рулём огромное количество часов. (Прим. Trek Factory Racing – В прошлом году Данни провёл за баранкой около 1000 часов). Да, такую работу надо любить.
— А случались какие-нибудь аварии?
— Нет. Ну, случалось, сносил зеркало заднего вида, или закручивало на поворотах, или немного царапал чью-нибудь машину. Такое бывало, да. Но не было по-настоящему серьёзных аварий.
Дороги в Европе очень узкие, особенно в Италии. А автобус 14 метров длиной. Иногда мне приходится протискивать его так, что свободного пространства с каждой стороны остаётся не больше ширины пальца. И когда проходишь такое место, думаешь: «Ух ты! Вот это, действительно, можно назвать подарком». В такой момент едешь на автопилоте, просто знаешь, что должен это сделать и делаешь.
— За годы твоей работы водителем были особенно стрессовые ситуации?
— Худший момент я пережил с командой CSC во время гонки в Испании. Команда мне сказала, что надо приехать за полчаса до гонщиков, которые поедут на старт на велосипедах. Но я отклонился от курса, назначенное время приближалось, а мне надо было проехать мост, лимит высоты которого был 3 м 80 см. Мой автобус был именно такой высоты. Один парень мне крикнул, что я пройду. И я медленно поехал. А на крыше автобуса торчал пластиковый короб вентиляции, и я его сломал. Тогда я очень сильно нервничал, ведь я уже опоздал, и не был уверен, не застряну ли я на мосту. Вот это худший момент из тех, что я помню.
— Каково управлять автобусом на таком безумном маршруте как Тур де Франс?
— В прошлом году я проехал все три Гран-тура, и да, Тур де Франс – это безумие. Но на Туре дают PPO — обязательный маршрут, на котором движение остального транспорта перекрыто, чтобы машины прессы, команд могли подъехать к стартовой зоне. Если же что-то идёт не так, например, пробка, тогда тебе надо только позвонить организаторам, и они тут же высылают полицейскую машину для сопровождения. Но хотя на Джиро и Вуэльте тоже есть такой PPO, этот маршрут охватывает лишь зону за километр от старта, так что приходится искать дорогу самому. На Джиро это сделать ещё сложнее, потому что в Италии маленькие узкие улицы, а люди паркуют свои машины, где захотят. Когда везёшь автобус с гонщиками, то должен вовремя прибыть на место старта, и может быть ситуация, которая сильно портит нервы. Но водитель обязан сохранять спокойствие в любой ситуации.
— Опиши типичный день водителя автобуса на Гран-туре.
— Встаю в 7 утра, завтракаю. Гонки начинаются около 10 утра. Я отвечаю за всё, что есть в автобусе, всё должен подготовить – заправить его, положить достаточное количество энергетических батончиков, напитков, почистить автобус внутри и снаружи. К моменту прихода гонщиков всё должно быть готово, я не могу оставлять что-то на последнюю минуту.
Мне надо изучить дорогу, потому что остальная часть команды едет за мной, я отвечаю за то, чтобы найти оптимальный маршрут. За мной едут все – директора, массажисты, их веду я. Мы прибываем на старт за час, час с четвертью до старта. У всех команд есть своё место для парковки. Директор команды проводит с гонщиками собрание, они готовятся, идут ставить подписи, потом возвращаются в туалет или чтобы сделать какие-то последние приготовления, а потом уходят.
Когда гонщики стартовали, мы ищем наиболее короткий маршрут до финиша. Почти все команды едут по одной дороге. Когда мы добираемся до финиша, иногда приходится ждать часа два, иногда только час. Соньёры , которые работают в зоне питания, возвращаются в автобус. Через час финишируют гонщики, и идут прямиком в автобус принимать душ. Потом мы едем в следующий отель. Я смотрю финиш гонки по телевизору в автобусе, это один из немногих моментов, когда я могу посидеть и расслабиться. Но когда гонщики возвращаются, снова начинается активность.
Когда приезжаем в отель, я мою автобус снаружи, затем — изнутри. Я стираю все полотенца гонщиков, потом снова заполняю автобус, чищу кофе-машину, и так далее. Заканчиваю где-то в 7 или 8 часов вечера, после чего быстро принимаю душ, ужинаю и спать. На трёхнедельном туре больше не о чем думать, каждый день одно и то же.
— Есть что-то ещё, о чём ты должен позаботиться в автобусе? Что-то, что тебе не нравится?
— Грязная часть работы – опустошать септик-танк, мне всегда надо искать место, где это сделать. Мы должны опустошать его каждые 2-3 дня. Иногда нам везёт, если мы едем по шоссе, там есть такие места. Но в других случаях место найти сложно.
Водой заполняю обычно в отеле, потому что механики тоже берут воду для своих фургонов. Поэтому каждый день после гонки я заполняю резервуар водой – 400-литровый для холодной воды и бойлер на 200 л для горячей, его используют для душа, туалета и посудомойки.
Топливный бак около 400 л, так что когда я еду на заправку, это обходится почти в 600 евро. Тратится почти 25 л на 100 км. Это очень дорого. Например, если мы находимся в Испании, а следующая гонка проходит в Италии, я не веду автобус всю дорогу до Бельгии. Мы оставляем автобус, я лечу домой дешёвым авиарейсом, а потом возвращаюсь назад.
— Расскажи о самых безумных моментах, которые были в автобусе…
— Когда мы побеждаем в гонке, начинается веселье, гонщики радуются. По пути в отель мы включаем хорошую музыку, гонщики поют…
Иногда самым сумасшедшим бывает Фабиан. Гонщики относятся к нему с уважением, он всё время шутит.
Он иногда подтрунивает надо мной, вспоминая моменты, когда мы только начали работать. Он стоит под душем и кричит: «Данни, полотенца слишком жёсткие». Тогда я не использовал при стирке кондиционер, и он не даёт мне об этом забыть!
По материалам: velolive