Главная Новости Велоспорта Велогонщица Маржан Байтлеуова — о многодневках, завалах на трассе и допинг-контроле

Велогонщица Маржан Байтлеуова — о многодневках, завалах на трассе и допинг-контроле

Маржан Байтлеуова

В проекте Vesti.kz о нюансах и некоторых секретах женского велоспорта в Казахстане рассказывает профессиональная велогонщица, чемпионка Азии и член команды Astana Acca Due O Маржан Байтлеуова.

В велоспорт вслед за одноклассниками

— Мне было скучно однажды летом, и я решила пойти заняться велоспортом, потому что все одноклассники им уже занимались. Я загорелась тоже, думала, летом только покатаюсь, а осенью, как начнется учеба, брошу. Но меня затянуло, стала тренироваться. А потом почти сразу стала выигрывать соревнования по девушкам, юниорам. После этого не смогла бросить, занимаюсь велоспортом уже восемь лет.

До того как меня затянуло, спортом в принципе не интересовалась, росла творческим ребенком. Меня отдавали то на пение, то на танцы, потом на рисование. Но я была неусидчивой и надолго там не задерживалась. Изначально моя мама была против занятий спортом, считала, что это не мое и у меня не получится. Но я все равно пошла, правда, договорилась со своей бабушкой: если у меня не будет результатов, то заниматься спортом не буду. Но результаты пошли. Мне нравилось побеждать и то ощущение, которое ты испытываешь, когда стоишь на пьедестале.

Сейчас моя семья меня полностью поддерживает. Дедушка вообще раньше биатлоном занимался, и он понимает меня, хорошо поддерживает в психологическом плане.

Секции велоспорта для девочек были по всему Казахстану, только количество тех, кто туда приходил, было небольшое. На соревнованиях нас собиралось человек 10-15 от силы. Поэтому женский велоспорт особо развивать не хотели. Многие говорили, что на женский велоспорт нужны большие затраты, и что это не женский вид. Но мы стали показывать результаты, нас стали вывозить в Россию, на чемпионаты Азии. К нам пришли победы, и по этой причине женский велоспорт стали развивать. А два года назад открыли женскую велокоманду «Астана».

О многодневных велогонках

— Женский велоспорт отличается от мужского. У мужчин на самом деле все на высшем уровне. Абсолютно другая организация соревнований, другое отношение.

На многодневных велогонках устаешь физически и психологически. Раньше мы выезжали на соревнования два-три раза в год. В основном на чемпионат Азии и какие-то турниры. А на многодневках сразу чувствуешь, что скорости уже другие, да и соперниц в два-три раза больше. Нам немного не хватает опыта, но сейчас мы стали выезжать чаще на соревнования и, думаю, скоро неплохо будем смотреться в мировом рейтинге.

Когда у нас идет многодневка, мы можем кушать абсолютно все, чтобы получить энергию. Но перед стартом велогонки мы стараемся себя придерживать, чтобы не набрать лишнего.

Ехать 4-5 часов очень тяжело. В начале ты не знаешь, как поведут себя твои соперницы. Обычно вся работа идет командная — не знаешь, что у кого в голове: кто-то может со старта сразу уйти в отрыв либо в середине. И тебе всю гонку надо это контролировать. Это на первый взгляд кажется, что мы там просто едем и едем себе влегкую. Это не так, каждый старается выбраться вперед — у нас говорят, позади едут только «чайники». На самом деле из конца очень тяжело перебраться вперед. У нас круговое движение, ты только выбрался вперед, и тебя сразу гонщики с двух сторон закрывают, ты спускаешься снова назад и не замечаешь, что уже позади остальных. Надо следить за своей позицией. Если провалишься — вперед уже тяжело выбраться. И ты тратишь намного больше сил, чем твои соперники. Можно «наесться», пока ты выберешься вперед, а тут уже и гонке конец.

О завалах и мотивации

— Мне приходилось бывать в завалах. Когда упадешь, у всех велогонщиков срабатывает профессиональный навык — быстро подняться, сесть на велосипед и ехать дальше, чтобы пелотон далеко не уехал. Потому что потом будет тяжело его добрать. Бывало, падала, и потом приходилось одной добирать всю группу. Случалось, с кем-то объединялись и преследовали остальных, а иногда вообще не добирала.

У каждого спортсмена должна быть своя индивидуальная посадка, должны проводить тесты, измеряться параметры тела, и по их результатам выставляют посадку. От нее очень многое зависит. Бывает, когда тебе поставят неудобную посадку, ты едешь и чувствуешь дискомфорт. Это действует на нервы, и ты уже не думаешь о гонке. Думаешь о велосипеде, как быстрее завершить гонку. Иногда могут так задрать седла, и когда мы приезжаем, после гонки у нас болит спина, мы не можем восстановиться.

Однажды я выступала в России с молодежной сборной, и получилось так, что у нас потерялись велосипеды — в аэропорту что-то перепутали, и они улетели другим рейсом. Через два дня уже соревнования, а мы не можем найти свои велосипеды. В итоге наш тренер обратилась к российской Федерации велоспорта, и нам выдали другие велосипеды. Не скажу, что они были удобные, даже по размерам не подходили, но мы были уже заявлены на соревнования, пришлось выступать. Свои велосипеды мы нашли, уже когда уезжали домой. Бывало, что чемоданы тоже терялись — а там же вся форма, каски, обувь. Брали все это у других девочек и выступали.

Иногда действительно бывает тяжело после тренировок, соревнований. Но тогда я вспоминаю цитату: «За закатом всегда приходит рассвет». И это меня мотивирует, становится легче.

Допинг-контроль и суеверия

— Мне нравится лидер «Астаны» Винченцо Нибали, он вообще не проявляет на трассе никаких эмоций. Даже когда смотришь гонки, кто-то дышит, все эмоции у человека на лице, видно, что ему тяжело. А у Нибали такого нет, он спокойно себя ведет, никакой мимики. Еще нравятся молодые гонщики «Астаны», которые ехали «Джиро». Микель Ланда, от которого вообще никто не ожидал такого выступления. Было видно, что он превосходит своих соперников — все тяжело ехали в гору, а Ланда делал это спокойно. Все думали, что он будет рабочей лошадкой, как у нас говорят, но он показал себя с другой стороны.

Настраивают нас перед гонками разговорами. Проходят командные собрания, либо вызывают по одному. Потому что кого-то надо похвалить, кого-то поругать, чтобы разозлить, поднять мотивацию. Меня, например, нужно похвалить, и даже если я в плохой форме, то могу выиграть соревнования после хороших слов.

Суеверия у велогонщиков есть. Например, у нас считается, что нельзя выступать в новой форме. Если тебе дали новую форму, до соревнования ты должен ее обкатать хотя бы на тренировке, просто покататься в ней. Чтобы она уже была использована. Считается, если ты все же надел новую форму на гонку, то непременно упадешь. Я сама замечала: кто надевал новую форму, либо падал, либо еще что-нибудь случалось.

У нас периодически берут анализы на допинг. Из WADA могут позвонить и назначить встречу с допинг-офицером — для них неважно, чем ты будешь занят в это время, сборы у тебя или соревнования. Если ты не явишься — они ставят тебе положительный результат.

Пение как хобби

— Я ходила в музыкальную школу, занималась вокалом. И довольно неплохо получалось. Но мне это потом самой надоело — голосить, танцевать. А рисование не пошло из-за того, что была неусидчивой. Там надо сидеть, а я нарисовала свое задание и иду остальным помогать что-то дорисовывать. И в один день преподаватель просто посоветовал моей маме отдать меня в спорт.

Сейчас в свободное время могу взять карандаш, особенно люблю рисовать портреты, если есть желание. Насчет пения, меня часто приглашали выступать в дом культуры, на благотворительные концерты. Если у меня было время, я приходила и пела. Так на таких концертах большая часть аудитории маленькая — исполняла детские песни, это можно назвать моим хобби.

Если бы я серьезно не занялась спортом, то наверное бы вся ушла в учебу. У меня математический склад ума, думаю, училась бы в техническом вузе. Тем более девять классов в школе я была отличницей, но потом начался спорт, и оценки немного ухудшились. В будущем хотела бы заняться гостиничным бизнесом, меня это привлекает.

Напомним, что главная цель проекта «Невидимая сторона» — показать читателям иную сторону жизни профессиональных спортсменок. Специалисты, болельщики и журналисты привыкли видеть спортсменок на аренах, где они в самых разных дисциплинах защищают честь Казахстана. Но каждый раз после завершения соревнования, сборов и тренировок они превращаются в обычных девушек — хрупких, нежных и милых созданий. В нашем проекте мы покажем вам спортсменок такими, какими их мало кто видит. В прошлых выпусках самым сокровенным с нашими читателями поделились фигуристка Регина Глазман, синхронистки Александра и Екатерина Немич, гандболистка сборной Казахстана Ирина Александрова, чемпионка Универсиады по фристайлу Юлия Галышева, волейболистки сборной Казахстана Сана Анаркулова и Людмила Исаева, чемпионка Азиатских игр по тяжелой атлетике Маргарита Елисеева, бронзовый призер этапов Гран-при по дзюдо Мариан Урдабаева и неоднократная чемпионка Казахстана по боксу Фируза Шарипова.

На следующей неделе читателей ждут два заключительных выпуска проекта «Невидимая сторона». С неожиданной стороны перед вами предстанут первая ракетка Казахстана Зарина Дияс и чемпионка Азиатских игр Ольга Сафронова.

Выпуски проекта «Невидимая сторона» выходят раз в неделю. Участие в нем принимают 13 казахстанских спортсменок. За новостями проекта со съемочной площадки можно следить в специальном блоге проекта «Невидимая сторона» на «Фанзоне».

Маржан Байтлеуова
Маржан Байтлеуова
Маржан Байтлеуова
Маржан Байтлеуова
Маржан Байтлеуова
Маржан Байтлеуова
Маржан Байтлеуова
Маржан Байтлеуова
Маржан Байтлеуова
Маржан Байтлеуова
Маржан Байтлеуова
Маржан Байтлеуова
Маржан Байтлеуова
Маржан Байтлеуова
Маржан Байтлеуова
Маржан Байтлеуова

Фотограф: Алена Фуфачева (Creative group Art Level)

По материалам: vesti.kz