Главная Новости Велоспорта Человек с золотой медалью — Александр Винокуров

Человек с золотой медалью — Александр Винокуров

Человек с золотой медалью — Александр Винокуров
Александр Винокуров

Александр Винокуров (Astana) — казахстанский велогонщик, чемпион Олимпийских Игр в групповой гонке по шоссейному велоспорту в Лондоне 2012 года, генеральный менеджер казахстанской профессиональной шоссейной велокоманды Pro Team Astana. Это взгляд на всемирно известного спортсмена с другой стороны. Это герой, чья слава не уступает популярности персонажа романов Яна Флеминга – Джеймса Бонда.

– Александр, рада видеть Вас. Поздравляю Вас с началом карьеры генерального менеджера казахстанской велокоманды Pro Team Astana. Думаю, что она будет не менее блистательной и успешной. У Вас впереди очень много побед. На лондонской Олимпиаде Вы взяли золото. Каково это – быть символом страны?

– В моей профессиональной карьере первая серебряная медаль была в 2000 году. С этого момента я стал представлять Казахстан на высоком уровне. Флаг нашей страны поднимался несколько раз: на Елисейских полях и в Сиднее. В 2006 году была образована наша велокоманда Pro Team Astana, мы зашли на арену мирового велоспорта с брендом Astana. Чувство патриотизма и ответственности возросло вдвойне. Когда надеваешь майку с надписью Astana, даже иностранцы понимают, что за тобой стоит не просто спонсор, а целая страна. Олимпийское золото в Лондоне было счастливым, мы достойно открыли счет, вслед за этой медалью в копилку нашей страны посыпались все остальные награды. И я, конечно, счастлив закончить на такой ноте свою карьеру в спорте.
– Вернемся к доолимпийскому периоду Вашей карьеры, когда Вы приняли решение вернуться в спорт после травмы и завоевали золотую медаль. Что двигало Вами: характер, амбиции?
– Путь к олимпийскому золоту был, прямо скажем, тяжелым. Еще в 2011 году я готовился достойно выступить на Тур де Франс, но все мои стремления и долгий процесс подготовки к соревнованиям, когда жертвуешь всем ради спорта, даже семьей, перечеркнуло падение. После этого хотелось все бросить, меня переполняли отрицательные эмоции. Была тяжелая травма бедра, после которой пришлось пройти через длительное, нелегкое восстановление. Но без доли везения здесь не обошлось. После подобных травм реабилитацию проходят именно на велосипеде. Через 6 недель я уже сел на велостанок и через 2 месяца первый раз выехал на дорогу. Для себя я решил, что буду готовиться к Олимпийским играм в Лондоне. Наверное, по моей истории можно написать диссертацию. Как сказал мой лечащий врач, после таких переломов люди восстанавливались, но чтобы победить еще и на Олимпиаде с металлическим стержнем внутри кости – это настоящее чудо. Это был уникальный случай во врачебной практике. В январе этого года мне удалили стержень длиной 18 сантиметров, врачи мне подарили его на память. Как только будет время, я обязательно подберу для него оригинальную рамку и размещу где-нибудь дома.
– У каждого спортсмена есть свой коронный трюк: у теннисистов, велосипедистов, боксеров. У Вас такой есть?
– Когда еду со скоростью 60 километров в час, я резко торможу и могу проехать несколько метров на переднем колесе. А еще у меня были свои способы подготовки к старту. В течение нескольких последних лет я садился, представлял всю трассу, как я по ней еду, пытаясь прочувствовать каждое свое движение, как вскидываю руки после победы. И во многих случаях это работало. Всему причина – мотивация.
– Вы человек, достигший высоких результатов в спорте. Ответьте на вопрос, есть ли предел совершенству?

– Нет, в спорте в том числе. Покорив высокие вершины, я не остановился на достигнутом. После травмы я все-таки нашел в себе силы вернуться. Многие меня не понимали: зачем, кому и что доказывать? Только я и моя команда – мы видели свою цель, шли к ней семимильными шагами. После победы на Олимпиаде в Лондоне все встало на свои места. Это было как вознаграждение свыше. Потому что в групповой гонке на 250 километров участвуют 200 лучших велосипедистов мира. Столько нюансов может быть: падения, проколы, зрители, нервы. А последние метры? Баллон спустит, и все – в лучшем случае будешь вторым. В тот день удача, опыт и пик спортивной формы – все совпало.

– Вы человек очень деликатный, интеллигентный в общении, обладаете хорошими манерами. В чем заключается код Вашего джентльменства?

– Источник хороших манер – воспитание родителей, школа и высшее образование. К тому же я уже 15 лет живу за рубежом. Это все складывается в одно целое. Заходишь в магазин – здороваешься, вне зависимости от того, знаешь людей или нет. Сегодня это норма, а еще лет 15 назад на нас смотрели, как на сумасшедших.

– Своими успехами Вы очаровали весь мир, особенно Европу. Где Вы черпаете обаяние?

– Европа, думаю, любит меня не за обаяние, а за стиль езды. Когда я только стал выступать на мировых первенствах, меня никто не знал. Но я работал над своим мастерством, и труд принес свои плоды. Огромное количество моих болельщиков – во Франции, именно там я делал свои первые шаги в большом спорте. Завоевывал имидж. Сегодня можно сказать, слава о моих победах разнеслась по всему миру и мое имя знают болельщики из Испании, Германии и даже Америки. Но как бы там ни было, корону на голове я не ношу. Я вырос в деревне, был самым обыкновенным мальчишкой. И звездная болезнь – не для меня. Я всегда открыт для общения, не строю стену между собой и болельщиками: если есть время, готов поговорить, дать автограф.

– Вы думаете о своем возвращении в большой спорт в качестве велогонщика?

– Меня многие спрашивают, не хватает ли мне велоспорта сегодня. Я уверенно отвечаю: велоспорт для меня сегодня – возможность поддерживать свою физическую форму. Я катаюсь, когда время есть, но по профессиональным занятиям не скучаю.

– Сегодня Вы исполняете функции генерального менеджера Pro Team Astana, охарактеризуйте себя как руководителя велокоманды.

– Сразу тяжело перестроиться. Я стараюсь переквалифицироваться постепенно. Частично перенимаю опыт директоров и менеджеров по спортивной части.

– Какой самый красивый поступок в Вашей жизни? Какая победа дорога Вам больше всего?

– Что касается велоспорта, то каждая победа дорога и красива по-своему. Но олимпийская медаль, конечно, была выше всех мечтаний. Сам себя удивил, что бывает редко. Мои победы – для страны, для детей, для себя и, конечно же, для нее – для моей любимой супруги. Мои вершины – это и ее заслуга тоже. Постоянно быть рядом со мной, вдалеке от родителей и родственников, не каждая женщина пойдет на такой шаг. Мы уезжали за рубеж еще в 1997 году, были одними из первых. Как бы тяжело ни было, она оставалась всегда рядом. Пройдя со мною огромный путь, сегодня она не желает, чтобы наши дети пошли по моим стопам. Как она говорит, ей достаточно одного, за которого она переживала 15 лет.

– Но Вы своим детям дадите право выбора?

– Когда наши дети повзрослеют, они будут сами выбирать, кем им быть. Наша цель сегодня – дать им достойное образование. Всегда нужно быть готовым к тому, что, выбрав путь родителей, дети не смогут достичь тех же вершин. Так получилось с сыном звезды велоспорта Эдди Меркса. Но в любом случае, каков бы ни был их выбор, мы их поддержим.

–Что бы Вы никогда не сделали? Как бы не поступили?

– Не в моих правилах поступать подло. Я никогда не предам своих друзей.

– Какова цена настоящей мужской дружбы?

– Ей нет цены. Дружба – это готовность в любой момент помочь другу, несмотря ни на что. Друзей не может быть много.

– Вы обладаете хорошим вкусом не только в жизни, но и в еде, и напитках. Вы до сих пор придерживаетесь норм спортивного питания?

– Это стало стилем моей жизни. И сейчас кардинально что-то менять в своем питании я не намерен. В еде я, можно сказать, дисциплинирован. Супруга всегда готовит здоровую пищу, – все на пару: рыбу, мясо. Очень много едим овощей и зелени. Обязательно горячее.

– Во время Вашей спортивной карьеры было важно, какой у Вас велосипед, какая экипировка. Все делалось для спорта и во имя спорта. Сегодня Вы генеральный менеджер, человек публичный. Что сейчас для Вас важно в стиле одежды? Какие детали гардероба стоят у Вас на первом месте?

–Для спортсмена, который недавно закончил свою карьеру, самое комфортное решение в одежде – это шорты, джинсы, футболка. Но генеральный менеджер команды Pro Team Astana не может позволить себе таких вольностей, нужно быть стильным, особенно на светских мероприятиях. В таких случаях я отдаю предпочтение деловым костюмам и смокингу – в зависимости от ситуации. Но в повседневной жизни sport-casual не уйдет из моего гардероба. Обувь должна быть удобной, чтобы не было мозолей. Летом – лоферы. Стараешься подобрать обувь к одежде. Но внешний вид – далеко не все, что нужно для олицетворения твоего стиля. Манеры, умение вести себя в обществе, навык правильно выражать свои мысли имеют огромное значение.

– Символом Великобритании, кроме королевы Елизаветы Второй, является Джеймс Бонд. В прошлом году, в год Ваших триумфальных побед бондиане исполнилось 50 лет. А какой из Бондов ближе Вам?

– Каждый раз, когда на экраны выходит фильм с новым Джеймсом Бондом, кажется, что предыдущий актер был лучше. А потом привыкаешь и думаешь, да, он достоин. Сегодня мне кажется, что Бонд в исполнении Дэниела Крейга – это больше мой стиль.

– У одного из Бондов на запонках было начертано: «И целого мира мало». Что бы Вы написали на своих запонках?

– Я бы выгравировал: «Только вперед. Wino forever».

– А если бы Вам предложили играть седьмого Джеймса Бонда, были бы в фильме погони на велосипеде?

– В моих погонях велосипед был бы однозначно. Об этом можно только мечтать.

– В честь 50-летнего юбилея выхода на экраны первого фильма о Джеймсе Бонде компания Beretta выпустила лимитированную серию пистолетов в золоте, стоимостью в 3250 долларов каждый.

– Могу вам сказать, что у меня как у спортсмена свое оружие. Это мой велосипед, который, кстати, был продан намного дороже – за 243 тысячи долларов.

– У Джеймса Бонда несколько хорошо нам известных коронных фраз: «Меня зовут Бонд, Джеймс Бонд» и «Взболтать, но не смешивать». А вот в Вашем понимании есть такой принцип: смешивать – не смешивать.

– Хороший вопрос. Этот принцип абсолютно применим в нашей жизни, особенно в спорте. Если началась работа, то о развлечениях лучше забыть. Если отдыхаешь – отдыхай по полной. Это то, что не смешивается. Сам придерживаюсь этого принципа и ребят из команды сегодня приучаю к такому подходу как к делу, так и к досугу. У нас в велоспорте, если сезон закончился, есть один-два месяца, чтобы отдохнуть. Можно поехать с семьей в отпуск, позволить себе бокал изысканного вина. Но если начался сезон, то с 1 января по 31 октября нужно оставаться серьезным. Каждый из нас представляет команду, всегда нужно помнить об этом.

– У агента 007 всегда есть план Б. Он часто бывает в критических ситуациях, решает какие-то вопросы, спасает мир. Это в кино. А у Вас, олимпийского чемпиона, есть план Б?

– У каждого мужчины, как у Джеймса Бонда, есть план Б. На то он и план Б, что его никогда не озвучивают вслух.

– У Джеймса Бонда есть своя шкала самых мужских, самых интересных, брутальных авто. У Вас есть свои критерии, своя классификация?

– С возрастом безграничная страсть к автомобилям проходит. Те деньги, которые раньше я мог потратить на приобретение нового навороченного авто, сегодня вкладываю в другое, в то, что более необходимо в данный момент. На смену страсти пришла практичность. Например, если живешь в огромном мегаполисе, где затруднено движение, лучше приобретать компактный автомобиль, чтобы передвижение по городу было более комфортным. У моей супруги Audi А1 красного цвета. Audi – комфортная машина. А вот Ferrari – автомобиль выходного дня, на нем можно на треке погонять. А я могу и на скутере проехать, для меня это не принципиально.

Александр Винокуров

Александр Винокуров

Александр Винокуров

Александр Винокуров

Александр Винокуров

Александр Винокуров

Александр Винокуров

Александр Винокуров

Александр Винокуров

Источник: yvision.kz