Andriy Grivko |
Гонщик команды «Астана» – последний из могикан украинского велоспорта. В начале и середине 2000-ых годов украинцы в составе разных команд были могучей силой на главной веломногодневке мира. Особенно ярким был 2006 год – из 20 этапов украинцы выиграли три – Ярослав Попович уехал от группы отрыва в Каркассоне, а Сергей Гончар взял обе гонки с раздельным стартом.
Андрей Гривко в те времена ходил в молодых-перспективных. Сейчас 31-летний крымчанин – маститый спец, четко знающий свою работу и свою возможности в мире профессиональных шоссейных гонок. А вот новых молодых-перспективных – нет. Нынешнее поколение украинских гонщиков – не конкурентно в Европе, поэтому в команды Протура наших не приглашают, и Андрей, в отсутствие замученного травмами и болезнями Ярослава Поповича, второй год на Тур де Франс Украину представляет в гордом одиночестве.
Ныне команда Андрея, казахстанский проект «Астана», за которую он выступает с 2010 года – на вершине. Их лидер – вышеупомянутый итальянец Нибали – едет в желтой майке с неплохим как для первой недели отрывом в 2 с половиной минуты, и все астанинцы в меру сил работают на своего капитана, а также на командный зачет, в котором Астана идет на втором месте. Если кто не в курсе, велошоссейная гонка – спорт командный, и работа каждой команды и каждого гонщика четко выстроены под конкретные задачи. Андрей, например, сейчас идет в генеральной классификации аж на 97 позиции. Гривко хорош в гонке с раздельным стартом, а на групповых этапах может уехать в отрыв или, как и остальные члены команды, помогает лидеру удержать желтую майку. Поэтому цифры результатов в общем зачете для него не имеют принципиального значения, раз успеха достигает команда.О своих впечатлениях о Туре, функциях в гонке, о перспективах команды и возможном появлении новых украинских звезд Андрей Гривко рассказал в небольшом интервью.
Воспоминания о предыдущих Турах
Это для меня уже седьмой Тур де Франс. В 2010-м «Астана» выиграла с Контадором, но потом у него забрали победу, из-за допинговой дисквалификации. Тогда, как и сейчас мы защищали Контадора с первых этапов и до конца.
Потом был год с Александром Винокуровым, но он попал в завал и сломал ребро, после этого нам всем дали карт-бланш. Мы ездили в отрыв, пытались выиграть этапы и командный зачет.
А во время моего первого Тур де Франс я был еще молод и выступал в по тем временам слабой команде. У нас не было капитанов, способных выиграть общий зачет. И мы старались выиграть отдельные этапы. Я часто ездил в отрыв, атаковал, попадал в топ-пять. Тогда были другие цели и другие результаты.
Больше всего удовольствия я получил в 2010-ом, когда мы вместе с Контадором выиграли Тур де Франс. В последний день мы проезжали, как победители, в Париже по Елисейским полям. Весь мир смотрел на нас, все медиа. Это было незабываемо.
О возможности побороться за личную победу на одном из этапов Тур де Франс-2014
На самом деле пока не было слишком жестких этапов. Только один из них — по брусчатке, по участку, на котором проходит гонка Париж-Рубе, известная своей брусчаткой. Но завалы были еще до брусчатки, на ровной дороге. Было много дождей и многие падали даже не в конце гонки, а раньше. По невнимательности или неосторожности. Кроме того, в пелотоне теряется взаимное уважение гонщиками: многие команды не пропускают друг друга, что приводит к касаниям и падениям. Так что вина больше лежит на самих гонщиках: некоторые падают или стимулируют падения от недостатка опыта или идут на неоправданный риск. В результате получаются завалы, которых можно было бы избежать.
От кого можно ждать угрозы для Винченцо Нибали в общем зачете, с учетом того, что сошли Альберто Контадор и Крис Фрум.
Многие будут пробовать выиграть. Сейчас вершина генеральной классификации сформировалась: Ричи Порт (Team Sky) занимает второе место, Алехандро Вальверде (Movistar Team) идет третьим. У Вальверде с его данными есть возможности на спринтерских участках, но там нет бонификации в общий зачет. У Порта лучше с индивидуальным ходом. Думаю, это два гонщика будут пытаться изменить ситуацию на второй и третьей неделях. Был еще Эндрю Талански (Garmin — Sharp), но из-за непонятных падений и растраты энергии он откатился ниже.
Мы рассчитывали на борьбу, и мы приехали сюда самым сильным составом. В команде очень серьезно представлены горняки. У нас сильная оборона, поэтому мы всегда стараемся держать контроль над ситуацией и чувствуем себя уверенно в гонке. Но мы не недооцениваем соперников. Астана готова к атакам, готова выдержать их и, возможно, контратаковать.
К какому этапу Астана готовится как к ключевому на Тур де Франс-2014?
Ключевым для многих здесь станет предпоследний день, когда состоится индивидуальная гонка. Она будет очень длинной – 54 километра. Плюс, впереди здесь еще много гор и в Альпах, и в Пиренеях, где у кого-то может быть кризис, или кто-то будет атаковать. Любой из горных этапов может стать ключевым. Важным также, например, вчерашний этап, тяжелый, со множеством гор. Силы были на пределе, ведь ехали десятый день без перерыва. Устали все. Но мы справились неплохо. Даже к концу гонки у нас было в голове группы 7-8 человек. У многих осталось по 2-3. Считаю, мы справились с этой половиной гонки.
Об украинских болельщиках на Тур де Франс-2014
Есть наши болельщики. Они были в Англии с флагами. Вчера одна женщина подходила фотографироваться. Но пока создается впечатление, что болельщиков из Украины стало меньше. Это можно понять. Страна находится в состоянии войны – не наездишься, и многим не до спорта. Но те болельщики, которые есть, поддерживают сильно. Большое им за это спасибо.
О возможности появления на Тур де Франс молодых украинских гонщиков
На сегодня такой возможности нет. У нас в Федерации для развития велоспорта делают крайне мало. В Украине существуют только две профессиональные команды, но они – низшего континентального уровня. Роста у ребят нет. Они хоть и выигрывают локальные гонки, но им тяжело попасть в ПроТур, в элиту. Нужно многое развивать, менять систему, которая все еще напоминает ту, что была при СССР. Нужно привлекать спонсоров, растить гонщиков и выходить на международный уровень, а не зацикливаться на гонках второго-третьего ранга. И потом, велоспорт у нас очень мало освещается. Федерация в этом направлении совсем не работает. Никто из простых болельщиков даже не знал, где и когда прошел чемпионат Украины. Нет ни менеджмента, ни спортивных директоров. У нас все – любительский уровень, поэтому и результат такой.
О выходном на Тур де Франс
Стараемся выспаться и отдохнуть. Сейчас поедем кататься на 1-2 часа. Потом – массаж и снова отдых. Желательно поспать 10-11 часов, и еще пару часов после обеда.
У тебя еще год контракта с «Астаной». Что дальше?
Карьеру рассчитываю продолжать еще много лет. Не за горами Олимпийские игры, плюс каждый день проходят Чемпионаты Мира. В «Астане» у меня хорошие отношения с менеджментом, я всегда стараюсь быть полезным команде, и мне кажется, это ценят. У них проект долгосрочный, поэтому думаю, что проблем с контрактом не будет. Пока работаем спокойно.
Что в команде говорят о событиях в Украине?
Стараемся не поднимать политические темы и сохранять нейтралитет. Хотя, конечно, чувствуется, что все переживают и надеются, что все успокоится и наступит мир.
По материалам: astanafans