Сеанс ликбеза от гонщика «Катюши».
Что такое про-тур?
Ответ на этот вопрос я не могу найти ни в поисковиках, ни даже в самой википедии. Как же так? Про-тур есть, а слова нет. В самом велосипедном мире этот термин понимают все. Pro Tour, World Tour или, как называли раньше, первый дивизион – одна из категорий профессионального велоспорта. Его топовый уровень. Сайт международной федерации велосипедного спорта трактует World Tour как «лучшее от шоссейного велоспорта».
Кто входит в про-тур?
В профессиональном сезоне-2015 право на выступления в про-туре получили всего 17 команд. С их списком вы можете ознакомиться здесь. UCI информирует о присвоении лицензии во второй половине ноября, и составы, не вошедшие в список Pro Tour, автоматически получают лицензию профессиональной континентальной команды (UCI Professional Continental Team). Каждая команда в начале года может иметь в составе не более 30 гонщиков. Специальное окно для переходов из команды в команду, как в футболе, в велоспорте открывается первого июля, после национального чемпионата страны. В большинстве стран это конец июня, в Австралии – первая половина января. И заканчивается по мере регистрации всех команд в UCI на следующий сезон. То есть, трансферы могут подписываться до первого января. Также после национального чемпионата протуровские команды могут приглашать на стажировку до трех новых гонщиков.
Как команды выбирают, где им стартовать?
Наша команда «Катюша», равно как и другие команды про-тура, принимает участие только в гонках класса UWT (UCI World Tour), однодневных (или, как их называют, классиках – 1.HC, сокращение от hard class, и 1.1) и многодневных, обозначенных цифрами 1.2, стартах. Основной задачей для команд является набор рейтинговых UCI-очков на гонках UWT. От рейтинга зависит решение международной федерации велосипедного спорта (UCI) о дальнейшем лицензировании команды на данном уровне или вынужденном спуске состава на про-континентальную или континентальную ступени. Картина очень похожа на турнирные таблицы в игровых видах спорта. То есть, если команда набрала слишком мало очков и, хуже того, не имела побед – она может вылететь в низшую лигу.
«Pro-Continental» могут принимать участие в гонках про-тура, только получив приглашение от организаторов гонок – и лишь в родной стране. Например, Europcar уже который год стартует Le Tour de France, получая приглашение от оргов «Большой петли». А все потому, что имеет французское гражданство. В отличие от про-туровских команд, про-континентали набирают очки в гонках Europe-, Asia-, Afrika-, America- и Oceania Tour. Последние проводятся на дорогах Австралии и Новой Зеландии.
Как попасть в команду про-тура?
Не знаю. Вернее, нет выверенного алгоритма действий – по сколько накатывать, что есть и во сколько ложиться спать. Нет даже точного списка соревнований, после которых ты наверняка попадешь в про-тур. Нужно постоянно показывать себя, демонстрировать стабильность. Стабильный результат – места в первой десятке, а лучше призовые – очень ценится в спорте.
А в про-континенталь и конти?
Для получения этой лицензии нужно соответствовать определенным критериям, главный из которых – финансовый. Необходимо представить федерации контракты со спонсорами, обеспечивающие свободное функционирование команды. Также обязательно наличие минимум четырнадцати велогонщиков с про-лицензиями, двух менеджеров и трех прочих представителей штаба (врача, механика, массажиста). Причем, все из персонала должны иметь действующий контракт, продленный не менее чем на год вперед. В этом году про-континетальные лицензии имеют двадцать команд.
Континентальных команд в разы больше. Контроль за ними осуществляют национальные федерации велоспорта. В них катаются не только профессиональные гонщики, но и любители. Число контиков превышает цифру сто по всему миру. Более ста велосипедных команд имеют принадлежность к Europe Tour. На втором месте составы с азиатским велогражданством. В штатах их двадцать пять, восемь зарегистрированы в Oceania-, и, всего три представляют Africa Tour. Команды одной части света имеют право выступать в Туре другой. Кроме команд в гонках также участвуют гонщики, представляющие национальные сборные.
Есть ли в велоспорте агенты наподобие футбольных?
Если из репортажей Сергея Курдюкова вы услышите слово «прокураторэ» – знайте, речь идет о менеджерах. Если ты себя проявляешь по ходу года, то привлекаешь внимание procuratore, способных обеспечить тебя новым профессиональным или рекламным контрактом. Твоя задача после заключения договора с одним из таких – крутить педали еще быстрее. Менеджеры, в свою очередь, будут искать для тебя лучшие предложения на лучших условиях. Также менеджеры помогают в решении бытовых проблем – аренды жилья, автомобиля, поиска удобного рейса и т.п. На сегодняшний день менеджер – ключевое звено в карьерной цепи протуровского велогонщика. Иными словами, менеджер в спорте – тот же продюсер, необходимый для эффективного управления твоим трудом, для организации и реализации твоей деятельности.
Как гонщик про-тура следит за своим состоянием?
В континентальной команде 330 дней в году мы проводили вместе с командой – наши перемещения, календарь гонок, быт и даже медицинские осмотры были продуманы и контролировались руководством. Моя подготовка начиная с 1 января 2013 года – с момента попадания в про-тур – стала зависеть лишь от меня. Надо сказать, гонщикам, перешедшим в про-тур, открываются интереснейшие горизонты. Из юноши, управляемого коллективом взрослых людей, ты превращаешься в человека, на плечи которого ложатся сотни задач. Попав в про-тур, я начал жить отдельно. Снимать жилье и ездить тренировки без сопровождения стало привычным занятием. Кроме того, про-тур совершенствует мои кулинарные способности в дни, когда жены нет рядом.
На топовом уровне самостоятельность нужна как никогда. Прежде, если на тренировке у меня ломался велосипед, механики все исправляли по первой же просьбе. Теперь мне пришлось собрать собственный ящик инструментов, разнообразных смазок и даже запасных болтиков и гаечек.
Существуют ли в велоспорте технические спонсоры?
Да, и их требования необходимо соблюдать. Спонсором экипировки команды «Катюша» является компания «One Way», и как бы мне ни хотелось, я не смогу носить спортивную одежду другой фирмы. Это правило касается всей экипировки: и шлемов, и кроссовок, и дождевых ветровок, и даже носков. Единственное, что в нашей команде является исключением – это велотуфли и очки, потому что эти вещи индивидуальны, как парфюм. Мой выбор – велотуфли от Specialized и очки от Adidas.
Как тренируются топовые гонщики?
Как правило, в про-туре у каждого личный тренер. Наибольшей популярностью пользуются тренировочные программы, расписанные по мощности, измеряемой в единицах киловатт в час. Это значит, что определенную работу (интервалы, ускорения, старты с места) и восстановление мне необходимо выполнять на определенной мощности. В «Катюше» мы используем SRM – это марка велокомпьютера, идущего в комплекте с системой, передающей на экран мощность давления на педали. Мой алленаторе расписывает полную программу на день, которой я должен следовать досконально. В ней учитывается множество нюансов вплоть до необходимого количества пищи с указанием желательного времени трапезы.
Как выглядит тренировочная программа в целом?
Программа годичного цикла несильно отличается от советской системы – разве что только меньшим временным объемом занятий. Тренировки в группе, где после своих смен отдыхаешь за спинами товарищей, и индивидуальные, после работы на которых порой ползаешь, чтобы снизить пульс – это две большие разницы. Работая в группе в зимний период, за шесть часов объемной тренировки (так именуют многочасовой выезд) по равнине ты крутишь педали, как минимум, на час меньше. Если эту же тренировку ехать индивидуально, крутить педали необходимо практически все время – чтобы поддерживать мощность, и из шести часов времени без педаляжа остается чуть более десяти минут, за счет чего средняя мощность получается выше. На мой взгляд, и КПД такой тренировки значительно выше. Но мое мнение не отменяет необходимости командных тренировок. На них ты лишний раз отрабатываешь технику – привыкаешь сидеть в миллиметрах на колесе, а порой держишь скорость товарищей, которую никогда бы сам не развил в одиночку.
«Катюша» обычно проводит нам два таких сбора, называемых установочными, – в декабре и январе. Сборы длятся одиннадцать дней, из которых девять тренировочных – и два дня отдыха. Наукой доказано, что разумными микроциклами считаются трехдневные, и именно из трех блоков по три дня состоят наши установочные сборы. Всех тонкостей нашей программы раскрыть не могу, но главная ее задача – это совершенствование физической формы. Это и работа над индивидуальным ходом, и оттачивание мастерства ведения командной гонки, и огранка спринта из командного поезда. В общем, инсценировка того, что вы видите в гонках с телеэкранов.
Источник: Евроспорт
Leave a Reply
You must be logged in to post a comment.