Главная Гранд Туры Вуэльта Испании Асан Базаев: «Дело в том, что от Астаны всегда ждут только побед»

Асан Базаев: «Дело в том, что от Астаны всегда ждут только побед»

Assan Bazayev

Главный старт профессионального велосезона гонка «Тур де Франс» подошла к концу, и, к сожалению, результаты ее не слишком оправдали ожиданий казахстанских любителей велоспорта. Капитан команды «Астана» Винченцо Нибали в общем зачете «Большой петли» занял четвертое место в генеральной классификации, уступив лидеру Кристоферу Фруму более 8 минут. Но, как бы банально это ни звучало, большой спорт остается спортом.

Технический директор Казахстанской Федерации велоспорта Асан Базаев поделился своим мнением об итогах Тур де Франс 2015, а также о темпах развития казахстанского велоспорта.

— «Тур де Франс» подошел к концу. Считаете ли, что результаты гонки не оправдали ожиданий казахстанских болельщиков?

— Дело в том, что от «Астаны» всегда ждут только побед. Команда входит в элиту мирового велоспорта, а капитан ее — один из лучших «генеральщиков» Мирового Тура, от этого и разочарование болельщиков.

— По Вашему мнению, с чем связано не самое яркое выступление Нибали? Груз ответственности, психология?

— Не думаю, что первое или второе. Винченцо — опытный боец, не забывайте: он является победителем всех трех Гран-Туров в разные годы. Гонка только закончилась, и сейчас менеджмент команды начнет разбор полетов. Я не вижу скрытых факторов, в спорте такое бывает. Велоспорт — это очень изнуряющий вид спорта, и каждое минутное недомогание организма может сказаться на всех трех неделях. На расклад гонки влияют разные факторы, и в течение многодневки один накладывается на другой. Как бывший профессиональный гонщик, могу сказать: у меня такое было не раз. Готовишься к гонке, вроде подходишь к ней на хорошей ноге, с амбициями, но победить не получается. Где-то перегорал, заболел, или же — просто тотальное невезение. Внутри гонки бывает все, тем более — на Гранд Туре.

Нужно отметить: ведь «Тур де Франс» со времен Армстронга никто не выигрывал два раза подряд. Это очень непредсказуемая гонка — все гранды велоспорта, короли-многодневщики целенаправленно готовятся именно к Туру. Если Вы обратили внимание, на 19 этапе наш капитан атаковал за 60 километров до финиша — такое не часто увидишь. Команде была очень необходима победа. И Нибали справился. Это также своего рода показатель — то, что он, будучи лидером команды, абстрагировался от всего и выполнил задачу-минимум.

— Александр Винокуров в своем интервью отметил, что на «Вуэльте» «Астана» будет настроена на победу с Нибали или Ару. Но при этом на испанской многодневке не будет казахстанца Луценко. А ведь многие критикуют «Астану» именно за то, что на больших гонках не стартуют молодые отечественные гонщики.

— Леша поедет на несколько гонок в качестве капитана. Разве это плохо? В этом году он выиграл первую гонку в Про-Туре, в прошлом же сезоне, помимо победы на «Туре Алматы», выиграл этап на «Туре Дании» и стал лучшим на Азиатских Играх. Сейчас важно не «укатать» Луценко. Если менеджмент посчитал, что лучше ему проехать блок гонок в качестве лидера, думаю, это оправдано. Насколько я знаю, на «Вуэльте» стартует Андрей Зейц, и Бахтияр Кожатаев в запасе стоит.

— Зейц — проверенный боец, надежный многоопытный «грегори», а что насчет Кожатаева?

— Андрюха — это машина. Он такие смены выдает. Это нужный человек в командных построениях на любой гонке, будь то «Джиро», «Тур» или «Вуэльта». А насчет Бахи (Бахтияр Кожатаев), то он из категории молодых. С характером и целеустремленностью у парня все в порядке. У «Тур де Франс»» есть своя молодежная версия — гонка «Тур де Лавенир», так вот, он там четвертым в «генерале» был, если не ошибаюсь, в паре секунд от пьедестала. Я, кстати, сам там был в призах — в 2005 году.

— Значит, помимо Луценко в Казахстане есть и другие перспективные молодые велогонщики?

— Конечно! Их целая плеяда.

— Мы сейчас ведь не только о гонщиках в Pro Team говорим? В целом, есть ли следующее поколение, которое не сегодня-завтра не просто пополнит команду, а начнет выигрывать, наряду с иностранцами?

— А разве те ребята, которые сейчас находятся в «Астане», не перспективные? Тот же Кожатаев — парень первый год в «профи», а уже стоит в запасе на Гранд Тур. Фоминых — в первый же сезон в «Астане» стартовал на «Вуэльте». Максат Аязбаев проехал блок весенних гонок, как и Рус Тлеубаев. Пусть они пока не отличились победами, но это не говорит о том, что с них нечего взять. Вы понимаете, каждый гонщик в «профиках» не может стать капитаном и выигрывать из сезона в сезон по Гран-Туру. Не все рождены для этого. Но это ведь не значит, что они нулевые. Просто не всегда видна командная работа, и работа, проделанная «грегори», в частности.

— То есть, все казахстанские гонщики, в перспективе, — лишь «доместники»?

— Я о другом. О том, что всегда судят только по победам. Велоспорт — командный вид спорта. В командных построениях важен каждый гонщик. А кем они станут в будущем, это уже другой вопрос. Я ведь не экстрасенс (смеется — прим. автора). Им нужно время, чтобы освоиться в Про-Туре, здесь нужно все учитывать. Кто-то раскрывается раньше, кто-то — позже. Главное, — они в команде, и у них есть все шансы вырасти в больших гонщиков.

— Если отойти от профессионального велоспорта, как обстоят дела у гонщиков вне «Астаны»?

— Буквально в мае месяце появилась новая казахстанская континентальная команда «Seven Rivers», куда входят 9 отечественных спортсменов. Они уже проехали несколько успешных международных гонок.

— Насколько это важно для казахстанского велоспорта — иметь команды континентального уровня?

— О развитии велоспорта в стране говорит не только наличие команды в Мировом Туре. Тут все сложнее. Если бы не было континентальных команд, то не пополнялась бы нашими гонщиками и первая команда. Тогда бы вообще о развитии разговора не было. За счет успешных выступлений «Seven Rivers», «Vino-4ever» Казахстан занимает третью строчку в азиатском рейтинге. На втором месте Япония, на первом – Иран. На сегодняшний день у нас 383 очка, от японцев отстаем на 60 очков. Если сравнивать с прошлым месяцем, отставание было больше 140, сейчас же потихоньку добираем их. Наша цель и задача – второе место в «Азиа Туре», что дает право на две олимпийские лицензии.

— То есть, лицензии на Олимпиаду для страны должны принести именно спортсмены из континентальной команды?

— Согласно квалификационной системе отбора на Олимпийские Игры 2016 года, существует два варианта получения лицензий — через Мировой Тур и через Азиатский. Например, осенью в Ричмонде пройдет чемпионат Мира по велосипедному спорту на шоссе, где планируется выступление многоопытного Дмитрия Груздева или Алексея Луценко. И если ребятам удастся попасть в десятку сильнейших в разделке, то они автоматически заработают лицензию на Олимпиаду. Но, прямо говоря, там у нас нет  железных гарантий, и поэтому мы сделали акцент на континентальные команды и на сборную.

— А как обстоят дела у команды «Track Team Astana?

— В январе 2015 года французского специалиста Эрве Дагорне назначили главным тренером-консультантом национальной сборной Казахстана по велотреку и «Astana Track Team», соответственно. Эрве — очень известный специалист, воспитал призера лондонской олимпиады в омниуме, был у руля сборной Франции. Перед ним стоят большие задачи.

— Задача — отбор на Олимпийские Игры в Рио-де-Жанейро?

— В предолимпийском сезоне, думаю, у любого тренера стоят подобные задачи. 15 сентября 2015 года закрывается рейтинг для отбора на Кубки Мира, который определит допуск 24 стран. В олимпийском рейтинге в дисциплине омниум Артем Захаров входит в ТОП-3. То есть, первоначальная задача для команды — это попасть на Кубки Мира, через которые уже будет произведен отбор на чемпионат Мира и далее — на Олимпийские Игры в Рио.

— Значит, у Казахстана есть все шансы получить лицензию в трековой дисциплине?

— Да. Артем — один из лучших гонщиков, соревнующихся в омниуме. Он это уже не раз доказывал на Кубках. Мы рассчитываем на него.

— А на грядущем первенстве мира на треке среди юниоров казахстанские велогонщики поборются за медали?

— Все реально. Дома ведь стены помогают, и ребята будут мотивированы — за них ведь будут болеть друзья, родители. Хочется, чтобы и зрители «гнали» наших ребят вперед.

— А есть ли возможность провести чемпионат Мира по велоспорту на треке уже среди мужчин? На столичном треке уже были и Кубок Мира, и чемпионат Азии.

— Конечно, это более чем реально. В 2011 году мы уже провели на самом высоком уровне Кубок Мира. У нас есть все возможности. Самое главное – наше полотно одно из самых лучших в мире. Мы рассчитываем на положительные отзывы технических экспертов по итогам юниорского первенства, и надеемся, что в ближайшем будущем Международный Союз велосипедистов доверит нам проведение основного чемпионата.

По материалам: sports.kz